Как выбрать CRM-систему
У каждого бизнеса разные потребности, от которых и зависит выбор CRM. Некоторые продают только по телефону, поэтому в CRM достаточно интеграции с телефонией. Другие работают через множество каналов: мессенджеры, VK, «Авито» и телефон. Тогда важно подключить к CRM-системе все источники заявок.
Есть компании с небольшой базой клиентов, но долгосрочными сделками — им нужен хороший таск-менеджер внутри CRM. А есть бизнесы с большим потоком заявок, где менеджеры не справляются — там критичны шаблоны ответов, чат-боты и автоматизация, а таск-менеджер — дело десятое.
Какую CRM-систему выбрать, зависит от того, что нужно конкретному бизнесу. При выборе полезно составить список задач, которые должен закрыть продукт, и подобрать решение по нему. На примере первого решения обсудим основные возможности лучших CRM-систем, а дальше разберём фишки каждого продукта.
Топ-10 CRM-систем в 2025 году
OkoCRM
Инструменты: воронка продаж, хранение данных, автоматические сценарии, чат-боты, клиентская база, мессенджер, таск-менеджер.
Цена: от 572 ₽ мес/чел.
OkoCRM — система для малого и среднего бизнеса со всеми основными инструментами для управления продажами, командой, сервисом. Входит в рейтинги лучших CRM-систем в России по версии «Компьютерра» и CRM Rating.
Чат с клиентами. В OkoCRM все обращения приходят в одно окно — из мессенджеров, почты или «Авито», VK или сайта. Сотрудникам не нужно поочерёдно открывать несколько источников и отслеживать сообщения — СМС приходит в OkoCRM. Менеджер получает уведомление, общается с клиентами и создаёт сделки.

Сделки. Сделки перемещаются по воронке продаж, которую предварительно можно настроить: создать этапы — колонки на доске. Каждый этап работы отображается на доске, что упрощает работу с покупателями. А внутри карточек сделок видна вся внутрянка: переписки, звонки, задачи, оформленные документы и т. д.

База клиентов. Все контакты покупателей, информация и документы хранятся в базе. Здесь можно сегментировать клиентов, изучать их интересы, и просто хранить контакты. При этом доступ менеджеров ограничивается индивидуально: например, часть из них созванивается с покупателями, но не видит номеров телефонов, а потому не может увести данные.

Задачи. В OkoCRM, как и в других подобных системах, есть два типа задач: связанные и несвязанные со сделками. Первые нужны, чтобы менеджеры не забывали позвонить или что-то отправить клиенту. Вторые используются для ведения проектов или внутренних задач.
Например, есть постоянный проект — задачи по нему обычно ведутся в специальном таск-менеджере вроде Trello. У OkoCRM есть аналогичный инструмент. В нём настраиваются колонки на канбан-доске, а дальше — работа с задачами: их перетаскивают по колонкам по мере готовности, ставят дедлайны, добавляют чек-листы.

Автоматические сценарии. У сотрудников есть повторяющиеся задачи: заполнять договоры, выставлять счета на оплату, отправлять СМС с оповещением по заказу. На это уходит время, иногда сотрудники забывают о чём-то важном.
Лучшие CRM для малого бизнеса, в том числе и OkoCRM, можно настроить так, чтобы они выполняли всю рутину: заполняли документы, переносили сделку на следующий этап, отправляли смски.
Теперь о дополнительных возможностях OkoCRM — такие инструменты есть не у каждого продукта:
- План продаж. С помощью дашборда оценивается, как отдел и сотрудники справляются с поставленным планом — доступен отчёт по выручке и марже.
- База знаний. Здесь хранятся инструкции: например, онбординг для новичков или скрипты продаж для менеджеров.
- Конструктор и шаблоны чат-ботов. Боты помогут разгрузить сотрудников. Их можно настроить в простом конструкторе или по готовым шаблонам.
- Финансовый учёт. Контролируйте доходы и расходы бизнеса через подключение эквайринга.
- Мессенджер. Сотрудники общаются в чатах: записывают голосовые, отправляют документы. В отдельный раздел вынесены обсуждения по сделкам — так удобнее структурировать диалоги по каждому клиенту.
Лучшие CRM для бизнеса позволяют работать с клиентами даже со смартфона. У OkoCRM есть мобильное приложение для работы с заявками, продаж и подписания документов, даже когда нет доступа к компьютеру.
ELMA365 CRM
Инструменты: управление продажами, маркетингом, сотрудниками.
Цена: от 12 000 ₽ в год за одну лицензию.
Следующая в рейтинге CRM — ELMA365 CRM. Это решение для крупного и среднего бизнеса, которое выстраивает работу с клиентами и автоматизирует работу с сотрудниками: онбординг, найм, оценку специалистов.

Дополнительные возможности ELMA365 CRM:
- Организационная структура. В отдельном модуле настраиваются подразделения и должности сотрудников, распределяются их обязанности.
- Замещение сотрудника. Задачи можно переадресовать между сотрудниками — это удобно, когда кто-то уходит в отпуск или на больничный.
- Профиль клиента. Elma365 CRM объединяет данные клиентов из разных источников, чтобы было удобнее изучать интересы покупателей, сегментировать их и делать допродажи.
- Портал для партнёров. Можно предоставлять доступ к некоторым функциям CRM внешним сотрудникам.
В Elma 365 CRM есть редактор бизнес-процессов для настройки системы под задачи бизнеса. В Elma Store доступны интеграции с другим софтом и модулями Elma: КЭДО, управление корреспонденцией или товарно-материальными ценностями.

AmoCRM
Инструменты: воронка продаж, AmoAI, автоматические сценарии, чат-боты, клиентская база, мессенджер, таск-менеджер.
Цена: от 599 ₽ мес/чел.
Система AmoCRM умеет всё, что должны уметь лучшие CRM-программы: собирает обращения, проводит покупателей по воронке, делает процесс продаж прозрачным. Поэтому практически ни один рейтинг CRM-систем не обходится без этого продукта.

В AmoCRM много интеграций с другими приложениями, чтобы подключать аналитические сервисы, запускать рассылки, хранить файлы в облаке или вести финансовый учёт.
Дополнительные функции AmoCRM, которые упрощают жизнь сотрудников:
- AmoAI. Бывает сложно отвечать клиентам, подбирать правильные слова — поможет встроенный AI-ассистент. Он отредактирует сообщение, напишет его с нуля или перескажет диалог в чате.
- Мобильное приложение. В нём доступно большинство функций CRM, чтобы сотрудники отвечали покупателям или не забывали выполнять задачи — даже не на работе.
- Digital-воронка. Настройка автоматических сценариев, чтобы рутинные задачи выполняли алгоритмы.
- Мессенджер. Обсуждение сделки и других рабочих вопросов внутри AmoCRM — это безопаснее публичных мессенджеров.
- Боты. Лучшие CRM-системы для продаж помогают упростить работу команды с помощью ботов: они утверждают отпуска, согласовывают документы и отвечают клиентам.

SimpleOne B2B CRM
Инструменты: автоматизация техподдержки и продаж, управление маркетингом и сложными сделками.
Цена: по запросу.
SimpleOne B2B CRM — лучшая CRM для продаж бизнес-продуктов. Здесь все инструменты заточены под тщательный контроль работы с клиентами на разных этапах. Для этого доступны:
- Квалификация лидов. Через статусы и инструмент «Интересы».
- Возможные сделки. Можно создавать карточки для потенциальных покупок.
- Сегментация клиентов по степени готовности к сделке. В CRM есть инструмент «Лестница узнавания», который сегментирует лиды по заданным параметрам.

Помимо сделок, ведения базы и выстраивания работы техподдержки в SimpleOne B2B CRM есть:
- ИИ. Генерация контента с помощью встроенных инструментов.
- Работа с контентом. Создавайте маркетинговые сообщения, которые донесут полезность продукта до клиента.
- Партнёрские порталы. Создавайте пространства для каждой команды продаж или группы сотрудников.

EnvyCRM
Инструменты: воронка продаж, хранение данных, генератор лидов, клиентская база, автоматизация.
Цена: от 600 ₽ мес/чел.
EnvyCRM — система с готовыми решениями для разных типов компаний. Её можно настроить самостоятельно или подключить готовое приложение, например, для сферы строительства или оптовых продаж.

Лучшие CRM-системы для малого бизнеса помогают получать больше заявок. В EnvyCRM для этого есть Envybox — экосистема продуктов для привлечения и удержания клиентов. Внутри неё:
- Онлайн-чат и мультикнопка для сайта. Все обращения с сайта и мессенджеров попадут в EnvyCRM.
- Виджеты для сайта. Собирают лиды и передают их в EnvyCRM.
- Квиз. Собирает контакты потенциальных клиентов через опросы, а также изучает интересы и потребности ЦА.
- Видеовиджет. Видеовизитка для сайта, которая расскажет о преимуществах компании или особенностях продукта.
С помощью конструктора Envybox можно создать сайт, подключить к нему виджеты и собирать заявки в EnvyCRM. В CRM-системе менеджеры смогут вести сделки, сегментировать клиентов, запускать рассылки и работать с задачами.

Аспро.Cloud
Инструменты: воронка продаж, финансовый учёт, мессенджер, работа с документами, онбординг.
Цена: от 2090 ₽ в месяц за 5 пользователей.
Аспро.Cloud — CRM-система с гибкими настройками и возможностью предоставить доступ к данным для клиентов или партнёров. Особенность системы — модуль финансового учёта, который фиксирует доходы и расходы компании, формирует отчёты ДДС и ПиУ.

Дополнительные возможности Аспро.Cloud:
- Создание актов и УПД. В Аспро.Cloud можно формировать документы из счёта, проекта, модуля «Финансы» или карточки контрагента, а отправить — по e-mail или ссылкой.
- База знаний. Хранит инструкции, внутренние документы, полезные материалы для сотрудников.
- Мессенджер. Сотрудники могут общаться в чатах, отправлять документы.
- Онбординг. Создайте систему обучения для сотрудников компании.
У продукта есть бесплатный тариф: до 5 сотрудников, без доступа к мультиворонкам, базовым отчётам и диаграмме Ганта для управления проектами.

SberCRM
Инструменты: складской учёт, воронка продаж, онлайн-запись, расписание, хранение клиентских данных.
Цена: от 500 ₽ мес/чел.
У SberCRM, как и у EnvyCRM, есть отраслевые решения. Можно подключить готовую систему для работы с тендерами, сферы недвижимости или услуг. Базовая версия бесплатна для трёх пользователей, без работы с заявками с сайта.

У SberCRM есть такие дополнительные инструменты:
- Оценка контрагента. Поиск компаний-партнёров через «БизнесСбер» и оценка их надёжности.
- Каталог расходников. Эта возможность полезна, например, салонам красоты для учёта материалов.
- Онлайн-запись. Клиенты могут самостоятельно записаться на консультацию или услугу. Расписание отображается в CRM, а сотрудники видят свою нагрузку.
- Склад. Контролируйте перемещения, списания и другие операции.
Для отраслевых решений в SberCRM есть и другие инструменты: например, кабинет клиента и покупателя, выдача ключей от недвижимости.

Мобильное предприятие
Инструменты: воронки продаж, встроенная телефония, коллтрекинг, проектная работа.
Цена: от 1400 ₽ в месяц.
Ещё одно решение в топе CRM в России — «Мобильное предприятие». Это продукт компании «Билайн бизнес». Эта CRM со встроенной телефонией подойдёт тем, кто в основном проводит продажи по телефону.

Основные фишки CRM-системы:
- Коллтрекинг. Позволяет оценить эффективность рекламных каналов.
- Виджет обратного звонка. Покупатель в один клик заказывает звонок на сайте — заявка сразу появляется в CRM.
- Автообзвон клиентов. CRM соединяет менеджеров с теми, кто берёт трубку. Функция ускоряет дозвон до покупателей.
В стоимость CRM «Мобильное предприятие» включена связь (звонки в сети «Билайн»), виртуальные номера, хранилище данных.

Модус
Инструменты: воронка продаж, управление каталогом, автоматизация взысканий, программа лояльности.
Цена: по запросу.
«Модус» — платформа, которая выстраивает работу с клиентами для разных команд: менеджеров, техподдержки, маркетологов. Для каждой есть специальные модули, о которых расскажем дальше.

Нестандартные модули в CRM «Модус»:
- CPQ. В модуле доступны: настройка ценообразования, составление коммерческих предложений и техзаданий, управление каталогом.
- Маркетинг. Тонкие настройки сегментации базы, анализ эффективности рекламы и контроль бюджетов кампаний.
- Взыскание. CRM автоматизирует процесс взыскания задолженностей.
- Лояльность. Здесь настраиваются многоуровневые программы лояльности с нуля или объединяются существующие.

WireCRM
Инструменты: воронка продаж, кабинет клиента, аналитика, бронирование, планировщик.
Цена: от 319 ₽ мес/чел.
Закрывает топ 10 CRM-систем WireCRM — модульная система, которая собирается с нуля под задачи компании. Вы выбираете нужные инструменты из модулей в магазине приложений и создаёте CRM-систему под себя.

В WireCRM много модулей, вот несколько нестандартных:
- Запись на услуги. Клиенты записываются на приём на сайте, а сотрудники видят изменения в расписании.
- Учёт зарплат. Система фиксирует расходы на оплату труда сотрудников.
- Карты. На картах отмечаются адреса доставки или заключения сделок, а по клику на отметку открывается карточка клиента.
- Управление персоналом. В CRM можно фиксировать статусы сотрудников, ставить задачи и напоминания, чтобы не забыть подписать документ или согласовать оплату.
В WireCRM также есть интеграции с мессенджерами, почтой, соцсетями, телефонией, банками, сервисами доставки, софтом для рассылок и аналитики.

Подытожим: топ CRM 2025
Какая CRM-система лучше для вашего бизнеса? Та, что закрывает именно ваши задачи. Составьте список проблем и потребностей, которые должна закрыть система, и ищите решение под них.
Мы разобрали возможности CRM, какие есть функции у 10 лучших решений: OkoCRM, «Модус», AmoCRM, SberCRM, Elma365 CRM, WireCRM, «Мобильное предприятие», SimpleOne B2B CRM, EnvyCRM, Аспро.Cloud. Сопоставьте их функционал со своими задачами — и выберете подходящее решение.